Публикации

Заметки к Афинам. Элия Казан

На сцену Элиа Казан вышел в сопровождении Мартина Скорсезе и Роберта де Ниро. Последний в жизни режиссера «Оскар» вызвал бурю эмоций. Никто, впрочем, не удивился, что ползала остались сидеть и демонстративно не хлопали. С этим бойкотом сын эмигрантов из Греции прожил почти полвека.

Он с юношеских лет привлекал к себе всеобщее внимание. Будучи сыном греческих эмигрантов, Элиас Казанжоглу не ждал счастья, сидя у моря и скучая по родине. Он отправился учиться в Йельский Университет, где окончил факультет театрального искусства. Ему посчастливилось работать на Бродвее, а Бродвею в свою очередь посчастливилось, что Казан ставил там шоу. Довоенные постановки «Смерть Коммивояжера» и «Трамвай Желание» принесли ему известность. Он ринулся покорять кинематограф, потому что все жили кинематографом. И уже в 1948 году он получил своего первого «Оскара» за ленту «Джентльменское соглашение». Таких статуэток у его фильмов будет двадцать в самых различных номинациях.

Он первым снимает в кино Джеймса Дина, красавчика, чья жизнь яркой вспышкой станет одной из легенд Голливуда, ведь Джеймс погиб в автокатастрофе на самом взлете своей карьеры. Казан впервые приглашает в Голливуд и Марлона Брандо, чтобы тот показал, чему научился на подмостках Бродвея в постановках того же Казана.

Он снял Брандо в роли боксера-неудачника в фильме «В порту». Казан и за эту работу получил «Оскара» (всего статуэток за фильм было восемь, включая лучший фильм и режиссуру), но уже тогда далеко не все его коллеги пожимали ему руку. Газеты пестрили рассказами с фотографиями о показаниях Казана в антиамериканской комиссии Маккарти. Он заложил своих, киношников. Тех из них, кто симпатизировал коммунистам. Общество было расколото, а он слишком явно встал на одну из сторон. Что ж, Марлону Брандо «В порту» было суждено сыграть самого Казана. А драма имела успех.

Элия Казан покоривший Бродвей, а затем и Голливуд абсолютно не казался уставшим. В пятьдесят пять лет грек-американец, великий критик жизненного уклада США, обличитель антисемитизма, коммунизма, геноцида и бандитизма стал писателем. Он рождал сюжеты, писал романы, снимал по ним фильмы. Он не был самым кассовым режиссером. Наверное, его никто не называл в Голливуде душкой. Но он был самым свободным — это факт, и всегда говорил то, что думает.

Его друзья Мартин Скорсезе и Роберт де Ниро вывели Казана на сцену, когда он в девяностолетнем возрасте получал своего двадцатого «Оскара». Половина зала осталась сидеть. Так сказал бы пессимист. Оптимист же, такой как Элия Казан, сказал бы, половина зала устроила овацию стоя. Год назад Казан умер, и споры вокруг его имени, кажется, потеряли всякий смысл.

Все материалы раздела «Сюжеты»



И снова навигация

© 2007 Василий Соловьев. Все права защищены.

Создание сайта — Элкос